Фрагмент фильма «Чистое небо»

0
12

Евгений Урбанский уже завоевал право считаться одним из лучших советских киноартистов. Достаточно вспомнить его в «Коммунисте». Он уверенно и свободно раскрывает грани сложного характера Алексея. Он может быть и по-мужски легкомысленным, даже пошловатым, но может быть и трепетно нежным, чутким. Он может быть собранным, стальным и растерянным, ошеломленным. Астахову, герою-летчику, прославившемуся еще до войны, пошедшему на таран фашистского самолета, но потом сбитому и попавшему в плен, предстоит испытать по возвращении еще более трудное испытание — недоверием, предубежденностью, равнодушием. Он должен свершить самое трудное: преодолеть барьер неправды в собственном сознании.

Есть два эпизода, сыгранные Урбанским особенно хорошо.

Вот он пьяный, ожесточившийся и жалкий, со злобным отчаянием говорит о своей вине: «Был в плену — виноват!.. Виноват в том, что я бежал, а меня поймали и собаками рвали на мне мясо»… Актер прибегает к сильным, резким средствам: его лицо искажено, он брызжет слюной, его взгляд мутен, пьян. Пьян отчего — от водки или от обиды?

Второй эпизод — без слов. Алексей выходит из высокого подъезда и, остановившись, молчит. Молчит на трепетные вопросы жены. Молчит, только разжимает кулак, в котором — возвращенная ему Золотая Звезда героя. Молчит, а лицо светлеет. Лицо становится молодым, красивым, добрым.

В решении двух центральных образов фильма сказалось и большое дарование артистов и возмужавшее мастерство режиссера.

Другие персонажи решены обычнее, бледнее. Моего сердца не тронула несчастная любовь к Саше славного парня Пети (актёр В. Коняев). Надуманной показалась мне ситуация с физико-математическими вычислениями Мити (актёр Г. Куликов), вдруг осчастливившими его через десять лет. Образ обывателя Николая Авдеевича решен фельетонно, хотя актёр Г. Георгиу играет его мягко. А важная, контрастирующая Саше линия ее сестры (актриса Н. Кузьмина) освещена лишь в конце прекрасной находкой: Люся рыдает над разбитой на кухне банкой, но на самом деле — над размененной по мелочам жизнью.

Хорошо сыграл Олег Табаков роль младшего брата Саши — Сергея. С этим образом связано решение главной темы фильма. Сирота, выросший в эвакуации, рано увидевший и приспособленчество и демагогию, Сергей разочарован в жизни. Он спорит с Алексеем и Сашей отчаянно и убежденно. И вдруг оказывается правым. Он кричит: «Да, я знаю, что ты — настоящий коммунист! Ты коммунист! Так почему ж ты не в партии?» Астахову ответить нечего.

Но в том-то и сила фильма, что зритель понимает: прав Астахов. Сергей прав сейчас, в данный момент, потому что он не принял лжи. А Астахов прав всей своей жизнью, которую, если нужно, он готов прожить еще раз так же. Его правота — больше. В этом пафос фильма.

Фильм утверждает: советский человек хорош и ясен не только в безмятежной юности, у голубятни, выбирая вуз или защищая свою первую любовь от пошлости. Советский человек хорош и ясен даже в большой беде в незаслуженном унижении. Чухрай и Храбровицкий показали нешуточный конфликт, показали взволнованно, искренне, страстно, честно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here