Мужское воспитание, ч. 2

0
11

Сегодня не случайно много пишут и говорят об инфантильности подростков и «изнеженности» мужчин, которых «надо беречь». Корень этого печального явления, пожалуй, следует искать в издержках воспитания, тщательно оберегающего детей от жизненных тягот, не прививающего вкуса к труду, не приучающего к мысли, что мужество, отвага, дерзание — непременные качества сильного пола. Иные родители, жалея своего ребенка, стараясь создать ему благоприятные условия жизни, забывают о тех обязательных требованиях, которые следует предъявлять детям уже в раннем возрасте. Вот и растут в таком оранжерейном климате тепличные юнцы, пасующие перед первыми житейскими трудностями.

Авторы фильма «Мужское воспитание» Усман Сапаров и Язгельды Сеидов не только чутко уловили, насколько современна и серьезна эта проблема. Они увидели ее в непосредственной связи с процессом урбанизации аграрных районов. И показали ее реальное преломление в жизни, в быту туркменской семьи. Ведь даже в таком небольшом сельском поселке, где живет Чаман, мы наблюдаем полный отрыв ребенка от того, что некогда было неизменной принадлежностью детства его сверстников: от работ в поле, от труда на пастбище. Он не растет в семье помощником, с малых лет постигающим науку деревенской жизни, перенимающим опыт отцов и дедов. Школа, игры с детворой, телевизор — вот его привычный житейский круг, рождающий и соответствующую психологию, и характер поведения.

В пространство детского фильма авторы, вмещают вопросы, чрезвычайно важные для будущего нации. Утрата живых контактов с накопленными веками традициями, отрыв молодых от передававшегося из поколения в поколение социального опыта — вот что волнует создателей этой на первый взгляд весьма скромной ленты. Частная история содержит размышления общего порядка, причем самые что ни на есть актуальные.

Но вернемся к течению фильма, рассказывающего о жизни Чамана в пустыне.

Постепенно привыкая к новому для него миру, Чаман избавляется от чувства страха и нерешительности, с любопытством вглядывается в окружающую природу. Он с радостным удивлением играет с ящерицей, забавляется с ягненком, возится со щенком… Когда вожак стаи набросился на щенка и, как показалось мальчику, чуть не загрыз его, Чаман впервые совершает отважный поступок — пытается отогнать собаку, не зная, что вожак должен есть первым. Привязанность к беззащитному существу побеждает страх.

«Ему же больно!» — не в силах сдержать отчаяния, кричит Чаман на отца, отрубившего щенку хвост и уши. Мальчик не может примириться с такой жестокостью, пусть она и продиктована необходимостью. Сострадание к слабому, потребность защитить его — эти черты формирующегося характера рождают симпатии к юному герою. В дальнейшем пробудившаяся в мальчике любовь к животным, чувство протеста против несправедливых, как наивно считает Чаман, закономерностей природы послужат толчком к решительным действиям с его стороны. А пока…

Пока Чаман сталкивается с особенностями повседневного быта в жарких песках и — хочет он того или нет — приобретает необходимые трудовые навыки. Ведь отца целый день нет, он пасет отару, и мальчику надо помогать деду, многое приходится делать самому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here